ООО "Республиканская сетевая компания"

В Коми взят курс на энергосбережение и энергоэффективность

Попытку консолидировать усилия власти и бизнеса в области энергосбережения и энергоэффективности в республике предприняла Общественная палата Коми. Круглый стол, состоявшийся в четверг, в котором принял участие директор ООО "Республиканская сетевая компания" О.Л.Осташов, посвятили проблемам устойчивого соотношения низкой производительности труда и высокой энергоемкости промышленных производств, при имеющихся возможностях проводить модернизацию и эффективно расходовать ресурсы.

Общественники погрузились в проблемы энергоэффективности.

В апреле этого года республиканское правительство утвердило план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в регионе. За эту деятельность будет отвечать Коми республиканский центр энергосбережения, выступающий также и координатором в этой сфере.

Как обратил внимание собравшихся руководитель центра Рубен Ветошев, с 1 июля у всех организаций, передающих энергоресурсы, появилась обязанность по организации установки и эксплуатации приборов учета для обслуживаемых потребителей. Законодательство предусматривает, что если сам потребитель в срок не установил прибор учета, то такая организация должна сделать это за него, а потребитель – возместить эти расходы равными долями в течение пяти лет. Было отмечено, что для оснащения юридических лиц и госучреждений приборами учета энергетических ресурсов и воды установлен срок – до 1 января 2011 года, для собственников жилых домов и квартир – до 1 января 2012 года. К слову, граждане к этому времени должны позаботиться и о счетчиках природного газа и тепла.

В числе задач центра - снижение уровня потребления энергоресурсов в бюджетной сфере. Уже начиная с этого года и в течение последующих пяти лет учреждения должны снизить объемы потребленных воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепло- и электрической энергии, угля не менее чем на 15 процентов, то есть каждый год - не менее чем на 3 процента.

Принятый в конце прошлого года федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» установил, в частности, что теперь для госнужд можно закупать только энергоэффективные товары, работы и услуги. Так, под запретом оказались лампы накаливания любой мощности.

По словам Рубена Ветошева, к настоящему моменту в республике проведена «энергетическая» инвентаризация бюджетных учреждений, разработан некий шаблон программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на базе шести пилотных учреждений социальной сферы. При этом разработчики сразу столкнулись с серьезными проблемами: нет квалифицированного персонала и финансовых средств для воплощения эффективных мероприятий в этой части.

Решение вопроса, по мнению руководителя центра, связано с проведением энергетических исследований, которыми вправе заниматься только члены саморегулируемых организаций-энергоаудиторов. Но ни одной СРО пока не зарегистрировано, поскольку в Минэнерго пока не принят соответствующий административный регламент.

Кроме того, Служба республики Коми по тарифам организует разработку региональной программы энергосбережения, основной целью которой является снижение удельных показателей энергоемкости к 2020 году по сравнению с 2007-м не менее чем на 40 процентов. Сделать это предполагается за счет тотального контроля за всеми получаемыми, производимыми, транспортируемыми и потребляемыми энергоресурсами, создания экономических механизмов энергосбережения, поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих энергосберегающую деятельность.

- Серьезным препятствием, которое в настоящее время имеется на пути разработки такой программы, является то, что нормативные подзаконные акты, которые должны быть разработаны, к сожалению, пока не имеют места быть. В частности, это касается целевых показателей – сами методики их расчета пока не готовы. Требования к программам сформированы, но механизм реализации пока не определен, а программы как республиканская, так и муниципальные, должны быть готовы до 1 августа 2010 года, - подытожив, констатировал Рубен Ветошев.

Как отметил заместитель начальника ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Онего-Печорском районе» Александр Мосеев, первоначально «долгоиграющие» энергосберегающие проекты дают очень небольшую денежную отдачу, заработать на них можно только через 3-5 лет. По словам Мосеева, новый федеральный закон дает большие возможности по созданию рабочих мест и зарабатыванию денег в большей части для энергосервисных организаций.

- Республика Коми – территория специфичная и в силу нашей географии, и экономики. Если кто-то помнит, даже энергосистема у нас считалась обособленной и должна была реформироваться по другой схеме. Поэтому для республики необходимо конкретизировать эти программы. Ведь вторичных тепловых ресурсов, которые мы можем использовать, в Коми хватит еще на два-три города. А вот ветродвигатели при нашей розе ветров у нас не сильно приживутся для масштабного использования, а в фермерском хозяйстве – да. Тепловые насосы мы можем использовать, а вот солнечные батареи – не везде и не всегда, - полагает Александр Мосеев.

По мнению заведующего лабораторией комплексных топливно-энергетических проблем Института социально-экономических и энергетических проблем Севера КНЦ УрО РАН Олега Бурого прямая финансовая поддержка должна быть у программных решений в традиционно энергоемких ЖКХ и бюджетной сфере, где соответствующий контроль позволит обеспечить самоокупаемость и экономию средств. Это подтверждает и прогноз до 2020 года, подготовленный учеными института.

- Здесь основной потенциал связан с высокими энергозатратами стареющего жилого фонда. Между тем, технологические возможности имеются, а проблемы заключаются в отсутствии инвестиционных ресурсов. Инвестирование таких проектов в бюджетной сфере остается вопросом заинтересованности госструктур. Как бы там ни хотелось, в ЖКХ собственных средств населения и эксплуатационных компаний для модернизации явно будет недостаточно. Необходима инвестиционная и финансовая поддержка, - заявил Олег Бурый.

Сам закон, по его словам, несовершенен, поскольку рынок энергосбережения сегодня практически пуст – отсутствуют спрос и предложение. Документ, как он полагает, предлагает организовать спрос властным администрированием «сверху», в надежде, что предложение самоорганизуется и в дальнейшем будет самостоятельно регулироваться. Насколько жизнеспособна такая схема, покажет только время.

- В законе ощущается чрезмерный акцент на установку счетчиков у потребителя любой ценой до 2013 года с явным перебором по темпам реализации, учитывая колоссальный масштаб, и сроку в два года. Вопросы без ответа: наличие качественных приборов учета и во сколько это обойдется населению. Энергосберегающий эффект этой меры не доказан, окупаемость также под сомнением. Поэтому основные потери производства и передачи энергии в любом случае будут заложены в тарифы и оплачены потребителем, - резюмировал Олег Бурый.

По итогам обсуждения, участники круглого стола совместно с членами Общественной палаты Коми отметили, что исполнение закона будет более эффективным, если закон и механизм его реализации станут понятными и будут поддержаны населением. Пока же проблемы энергосбережения и энергоэффективности, признали собравшиеся, не стали одними из главных в сознании жителей республики. Общественники предложили органам государственной власти способствовать широкомасштабному инвестированию внебюджетных средств через энергосервисные контракты.

Мы ждем вас по адресу:

г.Сыктывкар, ул.Первомайская, д.92, 3й этаж

Время работы:
с 8-00 до 17-00

Выходные:
суббота, воскресенье


Тел./факс (8212) 39-16-22

e-mail: rsk@komirsk.ru

Предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования


Предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2016 год